Экспертиза

Авторитетная экспертиза в рамках расследования уголовных дел, при рассмотрении дел в суде, подготовка экспертного заключения для предоставления в государственные и другие органы, на предприятия.


Услуги эксперта, экспертиза, проведение экспертного исследования, заключение эксперта


Наиболее весомым доказательством в юридической практике, как в уголовном, так и в гражданском процессе, была и скорее всего будет всегда экспертиза. Для обывателя за этим словом кроется нечто загадочное: пробирки с жидкостями, герметичные костюмы, контейнеры со штаммами ужасных заболеваний. Многие считают, что эксперты делают свои заключения чуть ли не на ходу, только осмотрев место происшествия.

 

Судебная пожарно-техническая экспертиза - это исследование обстоятельств возникновения и распространения пожаров и соблюдения правил пожарной безопасности, которая выполняется в пределах судебных инженерно-технических экспертиз - «исследование обстоятельств возникновения и распространения пожаров и соблюдения требований пожарной безопасности». Предмет экспертизы: выяснение фактических данных об обстоятельствах, предшествовавших пожару; техническая характеристика объекта до пожара и его технического состояние после пожара; следы термических повреждений; действия ответственных лиц, ответственных за пожарную безопасность объекта и лиц, которые участвовали в тушении пожара; сбор информации о пожаре, содержащейся в материалах дела, о средствах поджога; данные, полученные экспертизами других видов и фактические данные, устанавливаемые экспертом пожарно-техником на базе научных и технических специальных знаний в области пожарного дела.

 

Автотовароведческая экспертиза проводится экспертом, обладающего специальным разрешением на этот вид деятельности. Эксперт-автотоваровед выдаёт в результате акт об оценке ущерба, причинённого владельцу транспортного средства. Размер его может составлять от пяти страниц и более, и зависит от количества описанных повреждений, фото и иной информации. Также, выдаются копии документов, подтверждающих личность и квалификацию проводившего её лица и квитанция об оплате. Если виновник аварии имеет полис ОСАГО, то автотовароведческая экспертиза ДТП проводится за счёт его страховой компании. Для этого Вам требуется как можно скорее сообщить в СК о ДТП. В свою очередь, они обязаны назначить эксперта (или любого представителя), который в десятидневный срок должен провести фиксацию повреждений автомобиля лично. Если по истечению десяти дней этого не произошло, экспертиза ДТП делается Вами за свой счёт. Потраченные деньги Вам обязаны будут вернуть вышеуказанные страховая или МТСБУ, согласно специального закона.

 

На что обратить внимание. Прежде всего, если исследование проводится за счёт страховой или МТСБУ – сразу договоритесь с экспертом о том, чтобы он выдал Вам копию заключения, либо хотя бы - листа, на котором отображён результат – сумма ущерба. Как правило – это первый лист. Но делать это очень эксперты не любят, сетуя на то, что Вы не являетесь заказчиком экспертизы. В этом случае не обойтись без вмешательства адвоката, с, как минимум, своевременной подачей соответствующего запроса. Также, помните, что осмотр автомобиля и составление соответствующего протокола должны проводиться только самим экспертом лично. Никаких аварийных комиссаров или помощников. В противном случае, такая экспертиза ДТП будет обоснованно опротестована в суде. Более того, весьма желательно, чтобы при осмотре присутствовал и виновник. Это исключит возможность того, что позже он заявит, что указанные повреждения вашего автомобиля Вы придумали. Но Вызов виновника на осмотр авто должен быть подтверждён телеграммой с уведомлением о вручении, отправленной не позже, чем за три дня до её проведения.

 

Следующая, весьма популярная экспертиза по делам о ДТП – автотехническая. Её цель как раз установить виновника случившегося. Проводится она как правило в государственных учреждениях. К таким относятся НИИСЭ – научно-исследовательские институты судебных экспертиз и НИЭКЦ – научно-исследовательские экспертно-криминалистические центры. Все экспертизы, назначаемые судами и следователями, направляются именно туда и проводятся за счёт государства. Тем не менее, подобные исследования может проводить и любой независимый частный эксперт на коммерческой основе, то есть за Ваш счёт. Проследите только, чтобы на проведение данного вида экспертиз у него было соответствующее разрешение. Срок проведения – от нескольких дней до одного месяца.

 

Нужно помнить, что правильно поставленные на разрешение экспертизы вопросы могут сыграть решающую роль по делу, поскольку только на те вопросы, которые указаны в постановлении о назначении экспертизы, должен ответить эксперт. Не больше и не меньше. Так что я решительно не советую пренебрегать своими правами по письменному предложению вопросов следователю или судье. В этом Вам сможет помочь опытный адвокат по ДТП. Очень важным вопросом является также и вопрос оплаты проведения экспертиз ДТП, назначаемых на стадии суда. Согласно одному из постановлений пленума верховного суда (что-то вроде специального руководства к действию, по вопросам недоописанным в законах), судьи обязаны всесторонне установить все обстоятельства по делу, в том числе и назначением экспертиз. На практике это правило почти всегда игнорируется. Судья ожидает, что кто-то привлекаемый или потерпевший заявят такое ходатайство. Затем же требует оплаты экспертизы именно от того, кто о ней просит. Но такой подход уместен только в гражданских делах. В делах же о привлечении к административной ответственности законодателем предусмотрено проведение экспертиз за счёт государственного бюджета.

 

О таком виде экспертизы ДТП как трассологическая я упомяну вскользь, так, от предыдущей она отличается только назначением – изучением следов происшествия. Ими могут быть тормозные следы автомобиля, след краски одного автомобиля на другом, в результате столкновения, следы протектора шин, пулевые отверстия, вмятина от кирпича, упавшего с грузовика.

 

На таком виде экспертизы как судебно-медицинская (СМЭ) остановимся подробнее. Ведь именно от её результатов зависит как пойдёт производство по делу – уголовным процессом или по КУоАП. Согласно ст. 286 УК преступлением может быть вина в таком ДТП, в котором пострадали люди. И не слегка, а получив как минимум средней тяжести телесные повреждения. Как раз именно на этот вопрос и отвечает данный вид исследования. Если же будет установлена лёгкая степень телесных повреждений, то следователь обязан уголовное производство закрыть. Многие спрашивают как отличить тяжесть травм. На глаз это конечно сделать трудно. Можно лишь отметить, что синяки, царапины, и неглубокие порезы это лёгкие, перелом (кроме хрящевой ткани носа), глубокие порезы это средние, ну а проникающие ранения, увечья, уродство лица – уже тяжкие. Это конечно очень поверхностные признаки и только для общей информации. Заключение по таким делам делаются, в среднем, около месяца. Иногда, требуется участие нескольких специалистов. Назначается следователем, оплачивается за счёт государства. Но потом стоимость взыскивается с виновным решением или приговором суда.

 

Также важной является экспертиза технического состояния автотранспорта. Здесь уже идёт речь об исправности автомобиля, работоспособности его узлов, агрегатов и соответствия их техническим параметрам. Что это значит на практике? Например Вы не смогли затормозить, так, как не сработали тормоза и попали в ДТП. Требуйте смело такой вид экспертизы! Эксперт установит, почему машина не послушалась Вас и какая неисправность к этому привела. Здесь важно, что назначение такого исследования целесообразно только тогда, когда машина находится или на штраф площадке или на ответственном хранении. То есть нужна уверенность, что это не Вы потом, после аварии, перерезали тормозной шланг, чтобы вину с себя снять. Также, практика показывает, что такой вид экспертизы ДТП полезен при проколе (как называют сами эксперты - аварийной разгерметизации) колеса, после чего авто потеряло управление.

 

Все иные виды экспертиз обстоятельств ДТП - металоведческую, химико-технологическую и прочие - как правило часто объединяют и называют криминалистическими. Особенно - когда трудно определиться с их названием. К примеру при постановке вопроса - горели ли габаритные огни транспортного средства в момент разрушающего их воздействия (а, если по-человечески: работали ли габариты когда машину бахнули). Вторым вопросом тут может быть - каким способом изготовлена деталь, каково качество сварки и в результате чего произошло её разрушение, каков его механизм. (опять-же по-человечески это не от того ли газель понесло, что на ходу лопнула некая деталь, сделанная в гараже, да ещё и плохо приваренная). Часто это касается самопальных буксировочных штанг, тюнигновых кресел, рулей и пр.