+38 (067) 208-76-15   +38 (067) 927-12-90
 rubicon@tcg.net.ua
 +38 (067) 208-76-15   +38 (067) 927-12-90  rubicon-ua

ru ua fr en
es it de pl

Парламент


Дата публикации: 08.16.2012


Однопалатный и двухпалатный парламент: структура, общие черты и особенности.

 

Главными компетенционным составляющими характеризующие природу и сущность парламента, есть целый ряд присущих только ему признаков, таких, как принятие законов и других нормативно-правовых актов, имеющих высшую юридическую силу на всей территории государства, осуществления контроля в финансовой сфере, относительно бюджетной политики, социально-экономического, культурного, политического развития, установления основных принципов развития и деятельности в сфере развития государственности, внешней и внутренней политики, контроля за деятельность органов исполнительной власти и местного самоуправления, преодоления бедствия устранении ограничений по объему функций, компетенции и авторитета высшего представительного органа государства со стороны других ветвей власти.

 

В современных государствах функционируют бикамеральной общенациональные представительные органы двух видов - двухпалатные парламенты унитарных и федеративных стран. В последних двухпалатность объясняется желанием обеспечить в одной палате представительство интересов субъектов федерации (Австрия, Индия, Германия и др.). В унитарных государствах считается, что вторая палата парламента выступает как интегральная часть законодательного органа.

 

Большинство стран с однопалатной системе являются унитарными, где политическая власть на национальном уровне концентрируется, как правило, в парламенте. В небольших по размерам странах однопалатное системы встречаются чаще, чем двухпалатные, потому что проблемы баланса политической власти в них решаются не так трудно, как в больших по размерам странах. Двухпалатные системы чаще встречаются среди федеративных государств, вследствие необходимости поиска механизма согласования дуалистического устройства государства через представительство общенациональных интересов наряду с интересами регионов.

 

Очень сложной в юридическом смысле является разработка основных концептуальных положений и принципов возможности создания в Украине двухпалатного парламента.

 

В современных политических условиях некоторые политические силы делают акцент на необходимости создания в Украине парламентско-президентской форме правления, что будет способствовать росту авторитета законодательной власти, а следовательно более эффективному проведению политики в интересах всего общества, реформированию политической, социальной, экономической системы. Это безусловно способствовало бы осознанию необходимости существования в Украине двухпалатного представительного органа государства, который должен потенциальную возможность скорректировать различные процессы, протекающие в обществе в наиболее оптимальном русле.

 

В условиях административной реформирования в Украине постоянно дискутируется вопрос о целесообразности создания двухпалатного высшего представительного органа, компетенции, функций и характера полномочий его верхней и нижней палат, пришел бы на смену однопалатному, в котором более полно были бы учтены интересы регионов на общегосударственном уровне, а следовательно осуществлялась политика содействия региональному развитию с учетом особенностей экономического, демографического, научного, технического, культурного и географического потенциала. Но в основном идея создания действительно профессионального двухпалатного представительного органа, который взял бы на себя законодательную, контрольную, представительскую, учредительную и финансовой функции возникает в суженном смысле.

 

Новый парламент должен вобрать в себя опыт мирового парламентаризма и осуществлял свою работу с учетом сопоставления и предоставление приоритетов в поддержке региональных интересов. Однако эта концепция не находит действенной поддержки со стороны Верховной Рады в лице депутатов, подавляющее большинство которых являются сторонниками устойчивого консервативного подхода к реформированию высшей законодательной власти в государстве, и как следствие это приводит к невозможности использования потенциала, который заложен в таком демократическом институте государства, как Парламент.

 

По Конституции Украины 1996 года единым органом законодательной власти в Украине является парламент - Верховная Рада Украины, который избирается на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права путем тайного голосования из числа граждан с соблюдением установленного законодательством ценза. Парламент Украины имеет однопалатную структуру и как выборный представительный орган, представляя интересы различных слоев населения и государства в целом, не уделяет достаточного внимания региональным интересам и приоритетам.

 

В настоящее время основной концептуальной проблемой является выяснение соотношения палат будущего двухпалатного парламента, компетенции и направлений в которых они могли бы осуществлять свою деятельность.

 

Особого внимания требует выяснения вопроса о месте и роли в будущем двухпалатном парламенте верхней палаты, как таковой, которая призвана представлять интересы регионов на законодательном уровне и осуществлять в их интересах свою политику и нижней палаты, избранной населением всего государства с целью представления интересов граждан Украины в целом.

 

Палата регионов Верховной Рады Украины должна иметь другие полномочия чем Палата народных представителей, причем не только учредительного характера относительно выборов и назначения высших органов власти, но и относительно основной функции парламента - законотворчества. Она должна функционировать, как равнозначный подразделение единого законодательного органа и как часть двухпалатного парламента, одной из главных функций которой должно быть репрезентации и защита интересов регионов, осуществления и формирования с учетом их интересов государственной политики, отстаивание их прав относительно приоритетов экономического, социального, политического, культурного развития, как на общегосударственном уровне, так и во внешних отношениях.

 

Согласно концепции образования в Украине двухпалатного парламента - Национального собрания, где Совет послов (представителей) - верхняя палата, а Совет депутатов (народная) - нижняя, палаты наделяются общей и специальной компетенции. Народная палата ... является ведущей в решении законодательных и финансовых вопросов. Палата представителей - в решение вопросов назначения высших должностных лиц, предоставление гражданства, заключение международных договоров и т.п.. Однако, указанный круг полномочий отводимой к компетенции Палаты представителей является слишком узким, и призвано предотвратить сосредоточению внимания на решении вопросов, которые должны быть предъявлены на первое месте, а именно главного своего назначения по представлению интересов регионов.

 

В мире существует несколько видов парламентов, как представительных, законодательных органов государства. В разных государствах по структурному признаку различают, как одно-, так и двухпалатные парламенты но каждый этих разновидностей имеет как положительные моменты так и отдельные недостатки, которые находят свое проявление в компетенционный отношении. Возникновение, функционирование и развитие каждого из этих видов парламентов, как органов законодательной власти обусловлены прежде всего государственным строем, традициями, уровнем развития государства и общества в целом и другими факторами.

 

Парламент - название высшего представительного и законодательного органа власти. Структура парламентов со времени их возникновения остаются неизменными. Впервые парламент создан в XIII в. в Англии. Так называются органы законодательной власти в Бельгии, Великобритании, Италии, Канаде и ряде других стран. Конгресс - название парламента в США и большинстве стран Латинской Америки. Федеральное собрание - название парламента Российской Федерации, Верховная Рада - Парламент Украины.

 

Палаты двухпалатных парламентов делятся, как правило, на нижнюю и верхнюю. Основной составной частью парламента считается нижняя палата. С ней иногда отождествляется весь парламент.

 

В ряде стран, имевших двухпалатную структуру, в результате конституционных реформ утвердились однопалатный парламент (Греция, Австрия, Финляндия, Дания, Португалия, Швеция). Одновременно возникли двухпалатные парламенты в ряде развивающихся стран (Индия), а в последние годы - в странах Восточной Европы (Польша, Румыния, Чехия, Словения, Хорватия).

 

Двухпалатные парламенты в разных государствах, имеют разный статус, количественный состав, порядок формирования, компетенция и другие особенности.

 

Палаты двухпалатных парламентов имеют разные названия, так: палаты депутатов (Италия, Мексика) палаты представителей (Австралия, США, Япония) Палата советников - верхняя палата парламента Японии; Совет Федераций и Государственная Дума в Российской Федерации; Бундестаг и Бундесрат в Германии; Палаты лордов и Палата общин в Великобритании; Сенат - верхняя палата парламентов (США, Франция) Конгресс депутатов и Сенат (Испания) Национальный совет и Федеральный совет (Австрия) Народная палата и Совет штатов (Индия) Палата депутатов и Палата советников (Мексика).

 

Двухпалатные парламенты действуют, как правило, в крупных демократических и федеративных государствах (Великобритания, США, Италия, Германия, Россия, Индия; Швейцария и др.), однопалатное парламент свойственны преимущественно унитарным государствам, а также странам, которые развиваются (Украина, Молдова).

 

Количественный состав парламентов и их палат обусловлено преимущественно населением страны. Наиболее многочисленным парламентом является Всекитайское собрание (почти 3000 членов), а малочислен - парламент Лихтенштейна - 15 депутатов. Всекитайское собрание является однопалатным органом законодательной власти - парламентом, а Законодательная ассамблея Лихтенштейна компетентным парламентом мира.

 

В странах, где в состав парламентов входят не только палаты, но и главы государств под парламентом понимают не только верхнюю и нижнюю палаты, но и монарха (Великобритания).

 

Палаты парламентов иногда имеют одинаковое количество членов. Но нижние, как правило, многочисленные. Количественный состав верхних палат обусловлено преимущественно количеством субъектов федерации или основных административно-территориальных единиц, каждая из которых пропорционально представлена в парламенте определенным количеством человек.

 

Разделение парламентов на палаты является основным в их структуре, но он далеко не исчерпывает их организацию. В ряде стран существуют надпарламентский структуры или подчиненные парламентам органы законодательной власти общей компетенции в виде президиумов, бюро, комитетов и т.д. (Индонезия). При такой системе парламент становится составной частью высшего органа государства, а верхняя палата выступает в виде своеобразного надпарламентский органа по высшей законодательной учреждения.

 

Верхние палаты нередко формируются - частично или полностью - путем назначения главой государства их членов из числа лиц, имеющих определенные заслуги перед государством и обществом. В частности, в Индии президент имеет право назначать в Совет штатов членов, имеющих особые знания или практический опыт по таким вопросам, как литература, наука, искусство или общественные служба. В Италии члены второй палаты могут назначаться за выдающиеся заслуги в социальной, научной, художественной сферах. В других странах назначения в верхних палаты связывается с заслугами в разных сферах жизни.

 

Из общего и традиционной классификации парламентов (по их структуре) сделан ряд исключений.

 

Структура парламентов некоторых стран является условной, конституционно не определенной и формируется после выборов в парламент. В одном из древнейших парламентов - альтинг Исландии после выборов в парламент формируются его верхняя и нижняя палаты.

 

Современном парламентаризме известны и многопалатные парламенты. В частности, трехпалатный парламент существовал по конституции Южно-Африканской Республики 1983 г. Он состоял из Палаты собрания, Палаты представителей и Палаты делегатов, а в основе его формирования лежал принцип расового представительства.

 

Палаты двухпалатных парламентов, как правило, независимы. Они заседают отдельно и самостоятельно принимают решения. Каждая из них имеет свой руководящий орган - единоличный или коллегиальный и свой регламент или закон о регламенте. Однако в любом случае парламент выступает как единое целое. Ни одна из палат не имеет права отказываться от обсуждения законопроекта, переданного ей иной палатой, а акты, принятые при осуществлении ими законодательной функции, считаются проявлением общей воли обеих палат.

 

Различают два вида статуса палат: с одинаковым статусом и с неровным статусом. Традиционной является равенство палат в законодательной сфере при наличии специальных полномочий в каждой из палат. Так в частности, в парламенте США обе палаты имеют одинаковые права в законодательной сфере, но каждая из них имеет специальные полномочия: палата представителей, например, - в области финансов, а сенат - о ратификации международных договоров.

 

Общей тенденцией в развитии статуса палат является расширение круга парламентов с одинаковым статусом их палат. К тому же процессы демократизации парламентов, обусловили распространение принципа равенства палат и на другие их функции.

 

Для большинства современных парламентов характерной чертой является доминирование одной палаты над другой, преимущественно нижней над верхней. Как уже было сказано, нижние палаты, как правило, являются основными законодательными органами соответствующих стран, а верхние играют роль органов представительства интересов субъектов федераций (в федеральных государствах) или органов регионального (территориального) представительства (в унитарных государствах). Время в некоторых странах верхние палаты призваны выполнять и другие функции. Они обеспечивают представительство отдельных слоев населения, противоположность нижним палатам, аккумулируют в лице членов палат со значительным опытом и т.д.. Примером может служить палата лордов Великобритании, которая обеспечивает представительство аристократии в парламенте этой страны, является органом консервативной оппозиции и форумом для обсуждения важнейших вопросов государственного или общественного значения.

 

Своеобразной является организация законодательной власти в Китайской Народной Республике. В частности, Постоянный комитет принимает законы и вносит в них изменения, за исключением тех, которые должны приниматься Всекитайским собранием народных представителей. В период между сессиями Всекитайского собрания народных представителей Постоянный комитет вносит частичные дополнения и изменения в законы, принятых Всекитайским собранием народных представителей, при условии, что эти дополнения и изменения не противоречат действующему законодательству.

 

Примером двухпалатного парламента и интересов, представляемых в разных палатах есть Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации. Совет Федерации является постоянно действующим представительным и законодательным органом (ст. 4) на государственном уровне, которая формируется из числа представителей по одному от представительного и от исполнительного органа государственной власти каждого субъекта федерации (ст. 5), с целью представительства интересов субъект объектов федерации на высшем государственном уровне. К ведению Совета Федерации относится утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации, утверждении указов президента о введении военного или чрезвычайного положения, вопрос о возможности использования вооруженных сил за пределами территории государства, назначение выборов Президента, отставки Президента, назначения на должности высших должностных лиц Конституционного , Верховного и Высшего Арбитражного судов, назначение и освобождение от должности Генерального Прокурора и заместителя Председателя Счетной палаты и половины ее состава. К компетенции Государственной Думы отнесено полномочия по предоставлению согласия Президенту на назначение Председателя Правительства, решение вопроса о доверии Правительству, назначение и освобождение от должности Председателя Центрального банка, Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов, Уполномоченного по правам человека, объявляет амнистии, выдвигает обвинения против Президента с целью отстранения его от власти.

 

Палата общин Франции имеет определенные функции, происходящих от взаимной поддержки деятельности как правительства, так и парламента, ее конституционная функция заключается в поддержке правительства в нужное время ее политическая функция заключается в контроле за обращениями Правительства. Депутаты могут влиять на министров во время проведения так называемых правительственных опросов и обеспечивать законодательными актами проведения своей политики. Кроме того, важным является проведение в жизнь общих функций парламента, которым является контроль со а силовыми структурами, регулирования производства и коммерции, контроль со а банками, кредитными отношениями, валютой и банкротством, уголовным законодательством и другие. Сенат играет весьма незначительную роль в законодательном процессе. В основу формирования Федерального парламента положен принцип равного регионального представительства или, все основные составные части федерального союза в количественном отношении должны быть одинаково представлены в Сенате.

 

Палате представителей в Японии предоставляется преимущественное право рассмотрения представлений премьер-министра, финансовых законопроектов и ратификации договоров. Кроме того, нижняя палата квалифицированным большинством в две трети может опровергнуть решение Палаты советников отношению к обычным законопроектов. При одинаковом распределении политических партий в обеих палатах Японии удалось избежать проблем, присущих, например, выборным палатам Австралии, где противостояние двух крупных партий способно привести к параличу управления государством.

 

Необходимость существования двухпалатной структуры призвана стать механизмом ограничением радикализма нижней палаты, где власть удерживает народная масса и устранению вредного деспотического влияния однопалатной системы.

 

На понимание того, какой именно парламент нужен Украине большое влияние оказывает состояние осознания населением современных реалий, а также умение спрогнозировать целесообразность и возможность их изменения в собственных интересах, на что большое влияние оказывает парламентская культура. Развитие парламентской культуры зависит от многих факторов.

 

Изучение и учета опыта государства в развитых странах мира является залогом успеха Украины на пути к развитию действительно правового демократического государства. Целесообразность создания двухпалатного парламента в Украине вызван прешь всего тем, что представительство при современной однопалатной системы осуществляется в пределах, не позволяют Парламента в более полной мере осуществлять свои полномочия с учетом, как государства в целом, так и интересов регионов на уровне областей, городов Киева и Севастополя, Автономной Республики Крым. Две палаты на национальном уровне необходимы, потому что рядом с интересами отдельных групп населения должны быть представлены также интересы органов местного самоуправления, имеют собственные интересы и должны отстаивать их в центральных органах. Возможность обеспечения разнообразного представительства общественных интересов в парламенте многими теоретиками конституционного праву считается одним из важнейших положительных черт двухпалатной структуры парламентов. Однако в целом вопрос о преимуществах и недостатках двухпалатности и однопалатности парламентской структуры остается дискуссионным в теории и практике современного парламентаризма.

 

Директор Юридической компании "Рубикон"
Павел Никулин


 

Задать вопрос адвокату

Тема сообщения*
Неверный Ввод

Ваше имя*
Неверный Ввод

Email*
Неверный Ввод

Ваш город*
Неверный Ввод

Текст сообщения*
Неверный Ввод

* - поле обязательно для заполнения

Услуги

Услуги за рубежом: 

США Турция
Израиль Испания
Украина Россия
Польша другие станы

 

 

Информация

Юридическая компания Рубикон – это украинская юридическая фирма с успешной международной и национальной практикой. Адвокаты и юристы компании, оказывают юридические услуги по самым различным юридическим направлениям.

Контакты

 Украина

+38 (067) 927-12-90

+38 (099) 928-93-45

 +38 (067) 208-76-15

 rubicon-ua

 Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.